Ученые сделавшие открытия после 60 лет. Какие открытия совершил Стивен Хокинг

Эванстон. 13 февраля. сайт - Ученые давно пытаются понять природу гениальности. Первое исследование возраста наибольшей продуктивности было проведено еще в 1874 году, но докопаться до истины удалось только недавно. Экономисты Бенджамин Джонс из Северо-Западного университета и Брюс Вайнберг из Университета Огайо проанализировали , на какой период жизненного цикла пришлось больше всего изобрений и открытий, удостоенных Нобелевской премии, и смогли вычислить "возраст гениальности". Эйнштейн, ты неправ Великий физик Альберт Энштейн однажды язвительно заметил, что "человек, который не сделал большого вклада в науку к тридцати годам, уже никогда его не сделает". Когда физик придумал специальную теорию относительности ему было всего 26 лет. Однако несмотря на собственную гениальность , в определении возраста наибольшей продуктивности Энштейн все-таки ошибся.

  • Джонс и Вайнберг исследовали данные о 544 Нобелевских лауреатах и 286 всемирно признанных изобретателях 20 века, и выяснили, что 93% нобелевских и просто значимых открытий были совершены учеными старше 26 лет.
  • Часть открытий, действительно, делаются в довольно раннем возрасте, однако, пик продуктивности приходится на период между 30 и 40 годами.
  • Средний возраст гениальности в 20 веке составляет 39 лет. После 40 вероятность сделать что-то великое резкое сокращается.
  • Даже те, кто рано расцвел, добиваются наибольших успехов в более зрелом возрасте. Тот же Энштейн внес самый большой вклад в теорию относительности в 1930-е годы, когда ему уже было больше 50 лет.
  • Николай Коперник завершил свою революционную теорию движения планет в возрасте 60 лет.
  • Самые известные произведения вундеркинда Вольфганта Амадея Моцарта были написаны им после 30.
  • А Стив Джобс, придумавший вместе с Стивом Возняком первый компьютер Apple в возрасте 21 года, додумался до самых коммерчески успешных продуктов только около 50.
  • Старение гениев Если смотреть на возраст гениальности в исторической перспективе, то окажется, что с каждым столетием он увеличивается. Исаак Ньютон открыл теорию гравитации, когда ему было 23 года - для 17 века это был возраст пика научной формы. В 20 веке средний возраст наибольшей научной результативности вырос на 6 лет и, согласно прогнозу Джонса, будет расти и дальше. Старение гениев ученые объясняют двумя главными факторами.
  • Во-первых, за последнее столетие мир пережил серьезный демографический сдвиг. Жизненный цикл человека изменился, и распределение возраста научных открытий отражает эту динамику.
  • Во-вторых, объем знаний, которыми необходимо овладеть ученому, чтобы совершить открытие, драматически вырос.
  • В качестве иллюстрации эффекта, который Джонс и Вайнберг называют теорией "груза знаний", экономисты приводят простой пример.
  • В 17 веке Джон Гарвард, чьим именем назван сегодня лучший университет планеты, обладал одной из самых обширных научных библиотек своего времени, она состояла из 320 томов. Сегодня в библиотеке Конгресса США хранится 35 миллионов книг.
  • Количество новых теорий с каждым годом растет как снежный ком, в 2012 году в научных журналах было опубликовано более двух миллионов исследований.
  • Физики созревают раньше биологов В каждой дисциплине есть свой "возраст гениальности". В точных науках он меньше, чем в естественных. Среди американцев, получивших Нобелевскую премию до 1972 года, средний "возраст гениальности" у физиков составил 36 лет, у химиков - 39 лет, а у физиологов - 41 год.

    Бенедикт Кэри (Benedict Carey)

    Исследователи, изучающие достижения известных людей, давно заметили, что во многих сферах деятельности самые значительные успехи совершаются в молодые годы. Однако анализ жизни и карьеры множества учёных, опубликованный недавно в журнале Science, выявил, что это никак не связано с возрастом Quantifying the evolution of individual scientific impact . Оказывается, дело в совокупности таких факторов, как характер, упорство и удача. И это свойственно для самых разных сфер деятельности - от музыки и кинематографа до науки.

    Главное - не сдаваться. Когда вы сдаётесь, вы теряете способность творчески подходить к задаче.

    Альберт-Ласло Барабаши (Albert-Laszlo Barabasi), известный физик из Северо-Восточного университета в Бостоне

    Сначала исследователи рассматривали только физиков. Они перерыли литературу от современной до изданий 1893 года, выбрали 2 856 учёных-физиков, которые работали в течение 20 лет или дольше и публиковали по крайней мере по одной работе каждые пять лет. При этом часто цитируемые труды приняли за наиболее влиятельные и проанализировали, как много их было за карьеру учёного.

    И действительно, значительные открытия чаще всего делались в молодости. Но оказалось, что непосредственно с возрастом это никак не связано. Всё дело в : молодые учёные проводят больше экспериментов, а это увеличивает вероятность открыть что-то действительно важное. То есть, если работать с одинаковой продуктивностью, прорыв можно совершить как в 25, так и в 50 лет.

    Не стоит списывать со счетов и удачу. Очень важно выбрать правильный проект и правильное время для работы над ним. Однако станет ли такой удачный выбор общепризнанным вкладом в науку - зависит ещё от одного компонента, который учёные назвали Q.

    Q включает в себя такие разные факторы, как уровень интеллекта, энергичность, мотивация, открытость новым идеям и умение работать с другими людьми.

    Проще говоря, это способность выжать максимум из того, над чем работаешь: увидеть актуальность в рутинном эксперименте и суметь выразить свою идею.

    «Фактор Q - очень интересное явление, ведь теоретически он включает способности, которые люди в себе не замечают или не ценят, - говорит Зак Хэмбрик (Zach Hambrick), профессор психологии из Университета штата Мичиган. - Например, умение ясно формулировать свои мысли. Возьмите хотя бы такую науку, как математическая психология. Вы можете опубликовать интересное исследование, но если оно написано сложно и запутанно (а именно так часто и бывает), то вы вряд ли добьётесь научного признания. Никто просто не поймёт, о чём вы пишете».

    Удивительно, что Q, по данным исследователей, не меняется со временем. Вопреки всеобщему убеждению, опыт вовсе не увеличивает способность находить что-то новое и важное в текущей работе. «Это поразительно, - замечает Барабаши. - Мы обнаружили, что все три фактора - Q, продуктивность и удача - не зависят друг от друга».

    Обобщая эти результаты, исследователи пришли к выводу, что успешные открытия совершаются при одновременном сочетании трёх факторов: определённых качеств учёного, Q и удачи. А возраст не так уж важен.

    Пожалуй, с возрастом может измениться только один фактор, влияющий на успех, - статус. Когда у учёного есть установившаяся репутация, ему не так страшно идти на риск.

    Биологу Жану Батисту Ламарку, например, было 57 лет, когда он впервые опубликовал свои работы по эволюции, а самую значительную работу «Философия зоологии» он издал только в 66 лет. Этот пример напоминает о том, что дело не в возрасте, а в социальных факторах. Обычно учёные публикуют новые неоднозначные теории, когда становятся старше и уже располагают большим багажом знаний и репутацией.

    Благодаря открытию американских экономистов понятие "средний возраст" может навсегда уйти в прошлое. Его заменит другое, более приятное - "возраст гениальности". Именно между 30 и 40 годами люди придумывают гениальные изобретения и совершают поразительные открытия

    Ученые давно пытаются понять природу гениальности. Первое исследование возраста наибольшей продуктивности было проведено еще в 1874 году, но докопаться до истины удалось только недавно.

    Экономисты Бенджамин Джонс из Северо-Западного университета и Брюс Вайнберг из Университета Огайо проанализировали, на какой период жизненного цикла пришлось больше всего изобрений и открытий, удостоенных Нобелевской премии, и смогли вычислить "возраст гениальности".

    Эйнштейн, ты неправ

    Великий физик Альберт Энштейн однажды язвительно заметил, что "человек, который не сделал большого вклада в науку к тридцати годам, уже никогда его не сделает". Когда физик придумал специальную теорию относительности ему было всего 26 лет. Однако несмотря на собственную гениальность, в определении возраста наибольшей продуктивности Энштейн все-таки ошибся.

    • Джонс и Вайнберг исследовали данные о 544 Нобелевских лауреатах и 286 всемирно признанных изобретателях 20 века, и выяснили, что 93% нобелевских и просто значимых открытий были совершены учеными старше 26 лет.
    • Часть открытий, действительно, делаются в довольно раннем возрасте, однако, пик продуктивности приходится на период между 30 и 40 годами.
    • Средний возраст гениальности в 20 веке составляет 39 лет. После 40 вероятность сделать что-то великое резкое сокращается.
    • Даже те, кто рано расцвел, добиваются наибольших успехов в более зрелом возрасте. Тот же Энштейн внес самый большой вклад в теорию относительности в 1930-е годы, когда ему уже было больше 50 лет.
    • Николай Коперник завершил свою революционную теорию движения планет в возрасте 60 лет.
    • Самые известные произведения вундеркинда Вольфганта Амадея Моцарта были написаны им после 30.
    • А Стив Джобс, придумавший вместе с Стивом Возняком первый компьютер Apple в возрасте 21 года, додумался до самых коммерчески успешных продуктов только около 50.

    Старение гениев

    Если смотреть на возраст гениальности в исторической перспективе, то окажется, что с каждым столетием он увеличивается. Исаак Ньютон открыл теорию гравитации, когда ему было 23 года - для 17 века это был возраст пика научной формы.

    В 20 веке средний возраст наибольшей научной результативности вырос на 6 лет и, согласно прогнозу Джонса, будет расти и дальше. Старение гениев ученые объясняют двумя главными факторами.

    • Во-первых, за последнее столетие мир пережил серьезный демографический сдвиг. Жизненный цикл человека изменился, и распределение возраста научных открытий отражает эту динамику.
    • Во-вторых, объем знаний, которыми необходимо овладеть ученому, чтобы совершить открытие, драматически вырос.
    • В качестве иллюстрации эффекта, который Джонс и Вайнберг называют теорией "груза знаний", экономисты приводят простой пример.
    • В 17 веке Джон Гарвард, чьим именем назван сегодня лучший университет планеты, обладал одной из самых обширных научных библиотек своего времени, она состояла из 320 томов. Сегодня в библиотеке Конгресса США хранится 35 миллионов книг.
    • Количество новых теорий с каждым годом растет как снежный ком, в 2012 году в научных журналах было опубликовано более двух миллионов исследований.

    Физики созревают раньше биологов


    В каждой дисциплине есть свой "возраст гениальности". В точных науках он меньше, чем в естественных. Среди американцев, получивших Нобелевскую премию до 1972 года, средний "возраст гениальности" у физиков составил 36 лет, у химиков - 39 лет, а у физиологов - 41 год.

    – Сева Бардин

    Специалисты изучили истории «больших прорывов» нескольких поколений нобелевских лауреатов, великих изобретателей и представителей мира искусства, и вычислили наиболее плодотворный возраст для каждой из этих групп.

    В 21 год бывший солист группы LCD Soundsystem Джеймс Мёрфи совершил то, что сам назвал «самой большой ошибкой своей жизни» — отказался работать в качестве сценариста над ситкомом «Сайнфелд», который вот-вот должен был запуститься.

    Вместо этого он стал слоняться без особого дела, подрабатывая вышибалой, позже устроился диджеем, и, в конце концов, к 35 годам выпустил первый альбом LCD Soundsystem.

    Мёрфи к этому времени был старше большей части своих коллег-музыкантов, однако ситуация, когда «большой прорыв» в жизни творческого человека происходит в зрелом возрасте, совсем не редкость. К такому выводу пришли специалисты Национального бюро экономического анализа.

    Авторы исследования собрали данные о том, на какие периоды жизни приходятся пики карьеры великих изобретателей и учёных-лауреатов Нобелевской премии и выяснили, что наиболее часто это происходит к концу третьего десятилетия:

    На графике указана частота открытий, совершаемых нобелевскими лауреатами и великими изобретателями в том или ином возрасте на протяжении 20 века. Творческая активность нобелевских лауреатов отмечена сплошной синей линией, великих изобретателей — красным пунктиром

    Как можно заметить из следующего графика, со временем изобретения делаются людьми слегка более зрелого возраста:

    Кроме того, среди отличившихся в чисто теоретических научных дисциплинах (физика), оказывается больше молодых людей, чем среди тех, кто преуспел в прикладных областях (медицина). В ходе исследования 1977 года выяснилось, что средний возраст будущих нобелевских лауреатов-физиков, когда они только брались за совершение своих великих открытий, равнялся 36 годам. У химиков этот средний возраст равнялся 39 годам, а у докторов медицины — 41 году.

    Так почему же «большой прорыв» имеет тенденцию происходить именно под 40? Самый очевидный фактор — это образование. В среднем, академические степени получают лет в 30. Затем несколько лет уходит на обучение на рабочем месте и вуаля! В то же время среди людей науки большие прорывы в пожилом возрасте менее часты, поскольку со временем мы всё меньше вкладываем в образование, и наши академические научные познания постепенно становятся менее релевантными.

    В то же время у человечества имеются все доказательства того, что гений с возрастом нисколько не становится меньше. Огромное количество стихотворных шедевров было написано, когда их авторам уже перевалило за 50. А лучшие полотна Поля Сезанна, например, были написаны в последние годы его жизни (Сезанн умер в 69 лет).

    В научном отчёте Национального бюро экономического анализа говорится, что учёные-теоретики (те, кто решает задачи, связанные с поисками нового мышления), достигают пика раньше учёных-экспериментаторов (ищущих ответы на вопросы, основываясь на уже существующих познаниях) примерно на 4,6 лет.

    По горизонтали — возраст, по вертикали — частота значительных открытий: до 1935 года, с 1935 по 1965, после 1965 года

    Это происходит по двум причинам:

    1) теоретикам не нужно ждать проведения огромного количества экспериментов, чтобы закончить и опубликовать свои труды.

    2) вероятно, более важно то, что «свежий взгляд» позволяет молодым людям видеть пустоты и изломы, существующие в их научной сфере, которые более опытные специалисты уже не замечают.

    График наибольшей творческой активности у теоретиков (сплошная линия) и экспериментаторов (пунктир) среди нобелевских лауреатов. По горизонтали — возраст, по вертикали — частота, с которой в том или ином возрасте совершались открытия

    «Наиболее важные концептуальные работы обычно требуют отвлечения от уже существующих парадигм. Лучше всего это удаётся людям, которые только входят в новую для них область, тем, кто ещё не успел в ней полностью ассимилироваться».

    То есть, по всей видимости, гениальность — это способность опытного ума посмотреть на проблему свежим взглядом.

    Для ученых картины великих художников это не только произведения искусства, но еще и уникальный исторический документ. Благодаря наблюдательности мастеров реалистической школы мы располагаем удивительными свидетельствами того, как менялся наш мир. «КП » расскажет о нескольких открытиях, которые были совершены благодаря тщательному исследованию произведений старинных живописцев.

    Художник: Питер Пауль Рубенс (1577-1640), Фламандия.

    Картина: «Три грации» (1638) и другие.

    Область науки: историческая эпидемиология

    Суть открытия: установлено время и география появления в Европе инфекционного ревматоидного артрита

    Сегодня этим недугом страдают в основном пожилые люди: каждый 20-й человек на Земле достигший преклонного возраста мучается от боли в мелких суставах. Но в эпоху Возрождения в Старом Свете внезапно вспыхнула настоящая эпидемия этого заболевания, которого европейцы раньше не знали. Причем оно поражало даже совсем юных людей.

    Этот феномен зафиксировал знаменитый художник Питер Пауль Рубенс. Характерную деформацию пальцев на руке можно наблюдать на картине «Три грации». В качестве модели для всех трех дебелых красавиц выступила вторая жена Рубенса Елена Фурман (художник женился на 16-летней девушке, когда ему стукнуло 53 года). Когда великий фламандец закончил картину женщине исполнилось 23 года. Врачи утверждают: для того, чтобы поражение суставов достигло такой стадии болезнь должна была развиваться с подросткового возраста. А это нонсенс!

    Это обстоятельство заставило доктора Тьерри Эплбума из Университета Брюсселя провести собственное расследование. Он обратил внимание, что признаки ревматоидного артрита появляются сначала на картинах фламандских мастеров. Сам Рубенс жил в Антверпене , крупном портовом городе, где часто бросали якорь корабли вернувшиеся из Нового Света. А для Америки ревматоидный артрит - родное заболевание. Древнейшие захоронения индейцев, страдавшие этим недугом, были вскрыты на территории штата Алабама и датируются возрастом 4000-4500 лет до нашей эры. Европейцы завезли в Америку оспу, которая выкосила миллионы индейцев. А обратно на кораблях доставили домой сифилис и ревматоидный артрит. Поскольку европейцы не имели иммунитета к этой заокеанской напасти эпидемия приобрела взрывной характер.

    Артритом страдал и сам Рубенс. В последние годы он уже с трудом держал кисть в руках, большую часть работы делали его ученики, он брался только за самые ответственные участки полотен: рисовал общий контур, лица и руки персонажей. Сейчас, к счастью, такие агрессивные формы артрита, стали большой редкостью - иммунитет научился противостоять заразе.

    Художник: Джованни Станки (1608-1675), Италия .

    Картина: Натюрморт с арбузом и фруктами (между 1645 и 1672)

    Область науки: растениеводство

    Суть открытия: ученые получили наглядное представление, как выглядел дикий арбуз и какими путями шла его селекция.

    Любимое развлечение Джеймса Ниинхюйса профессора факультета растениеводства из университета Висконсина это разглядывать натюрморты в музеях изобразительного искусства.

    Это удивительно наблюдать, как селекция изменила внешний вид фруктов и овощей за последние 500 лет, - говорит ученый. - На своих занятиях по истории сельскохозяйственных культур я обычно демонстрирую студентам 350-летний арбуз с натюрморта Джованни Станки.

    Полосатый, написанный кистью итальянского живописца, заметно отличается от современного собрата. Арбуз на картине имеет толстенную корку и небольшое количество красной мякоти. Съедобная часть представляет собой 6 отдельных секций с семенами. Серединка, которая по нашим представлениям является самой сладкой и сочной частью, состоит из мясистых белых волокон. Вряд ли Джованни рисовал незрелый арбуз - черные семечки отличительный знак того, что ягода уже созрела. Современные арбузы выглядят гораздо более аппетитно потому что в них значительно больше пигмента ликопина - именно он отвечает за ярко красную окраску.


    Художник: Каспар Давид Фридрих (1774 - 1840), Германия .

    Картина: «Женщина. Восход солнца» (1818) и другие.

    Область науки: физика атмосферы.

    Суть открытия: стало понятно, каким образом извержение вулкана Тамбора в Индонезии (1815) вызвало экологическое бедствие планетарного масштаба.

    1816 год вошел в историю как «год без лета». Над Европой и Северной Америкой установилась погода с рекордно низкой температурой. До сих пор этот год остается самым холодным в истории Земли за все время погодных наблюдений. Заморозки вызвали неурожай, цены на зерно выросли в десятки раз, в Европе разразился сильнейший голод. Группа греческих и немецких ученых под руководством профессора Кристоса Зерефоса из Афинской академии решила установить, как изменился в те годы состав атмосферы. Зерефос проанализировал 554 пейзажа 180 художников, работавших с 1500-го по 1900 год. Его интересовали прежде всего изображения заката солнца. Цвет заката является результатом рассеивания солнечных лучей взвешенными частицами в воздухе. А по соотношению желтого, красного и зеленого тонов можно определить уровень загрязнения атмосферы. Профессор доказал, что интенсивность окраски неба связана с объемом вулканических выбросов. Ярче всего этот эффект проявился в творчестве Каспара Давида Фридриха и Уильяма Тёрнера : на их пейзажах образца конца 20-х годов ХIX столетия синхронно стали появляться насыщенные желтые закаты. Такие природные явления стали результатом «вулканической зимы», наступившей в северном полушарии в результате катастрофического извержения вулкана Тамбора в 1815 году. Его непосредственной жертвой стали более 70 тысяч жителей острова Сумбава.


    Художник: Рембрант Ван Рейн (1606-1669), Нидерланды .

    Картина: Автопортрет (1659) и другие.

    Область науки: медицина

    Суть открытия: высокий уровень холестерина и атеросклероз ведут к раннему старению.

    Чтобы проследить возрастные изменения на группе добровольцев ученому понадобиться вся жизнь. Можно ли ускорить процесс? Этим вопросом задались медики из Джоржтаунского университета. Они обратились к творчеству Рембранта, который нарисовал около 40 автопортретов в разные периоды жизни. Рука реалиста, не привыкшего льстить заказчику, а себе и подавно, очень точно отобразила внешние признаки прогрессирующего атеросклероза. Особое внимание врачей привлек автопортрет 1659 года. В этот момент Рембранту всего всего 53 года, но выглядит он гораздо старше своих лет. На левом виске отчетливо виден утолщенный сосуд лилового цвета, наверняка служивший причиной головной боли, мучившей художника. Морщины под глазами и еле заметное белое пятнышко в левом зрачке - так же свидетельствуют о высоком уровне холестерина. Вероятно, у Рембранта была генетическая предрасположенность к этому заболеванию. Оно досталось ему от матери, на портретах которой так же видны признаки атеросклероза.


    Loading...Loading...