Ребенок выговаривает букву л твердую. Выговариваем буквы "л" и "р", не обращаясь к логопеду

Ребенок не выговаривает букву «Л» - что делать? Обратиться к логопеду или исправить дефект самостоятельно? Что предпринять родителям? Давайте вместе это выясним.

Выбор метода, по которому можно обучить ребенка правильно и связно говорить, основывается на его возрасте. Дети дошкольного возраста легче усваивают тот материал, который преподносится в игровой форме. Подобный метод в большинстве случаев эффективен и результативен.

Отработка навыков правильного произношения «Л» похожа на аналогичное действие в случае со звуком «Р». Наша речь основывается на выдохе. Желательно уметь правильно дышать.

Как научиться выговаривать букву л - это вопрос, который актуален как для детей, так и для взрослых, которые в свое время не избавились от дефекта. Сегодня существуют определенные упражнения, направленные на постановку правильной речи. Родители, которые желают помочь своему ребенку, не прибегая к помощи врача, могут попробовать разные варианты. Чтобы научить его правильно дышать, они могут вместе с малышом надувать воздушные шары, перегонять с место на место легкие предметы, например, ватные шары, перья.

В процессе всех вышеперечисленных манипуляций ребенок не должен надувать щеки.

Решив заняться постановкой твердого звука л или мягкого, родителям в первую очередь необходимо выяснить, как именно будут проходить занятия. Дети младшего возраста не всегда могут понять, в чем заключается смысл артикуляционных упражнений. В данном случае атмосфера игры играет важную роль. Начинать нужно с малого, постепенно увеличивая темпы.

Считается, что научить ребенка произносить букву «Л» достаточно просто. Изначально родителям следует познакомить малыша со всеми органами, которые участвуют в артикуляционном процессе. Нужно доступно объяснить, что делают зубы, рот, щеки.

Так как научить ребенка правильно говорить букву л? Существуют определенные упражнения - артикуляционная гимнастика, которые направлены на развитие и улучшение подвижности речевых органов. При их демонстрации лучше, если родители с ребенком сядут напротив зеркала или друг друга. Таким образом, малыш сможет визуально воспринимать и запоминать занятия.

Несложные и эффективные упражнения. Как поставить ребенку твердую л в игровой форме?

  1. «Лошадка». Следует улыбнуться, приоткрыть рот и показать зубы. Как лошадь, цокаем языком, постепенно увеличивая скорость, при этом, нижняя челюсть неподвижна.
  2. «Ветерок». Улыбаемся приоткрытым ртом. Передними зубами прикусываем кончик языка и дуем (ко рту малыша можно поднести перо или кусок ваты - ему будет интереснее повторять).
  3. «Варенье». Языком делаем круговые движения, облизывая губы сверху вниз (выполняем одну минуту).
  4. «Гул парохода». С приоткрытым ртом долго произносим «ы». В этом случае кончик языка опускаем, а его спинку поднимаем к небу.
Родителям желательно часто заниматься с ребенком лепкой, рисованием, создавать аппликации, которые стимулируют нервные окончания на кистях, что поможет в становлении речи.

Даже при добросовестном выполнении всех упражнений иногда родителям не удается самостоятельно научить малыша правильно говорить. Тогда возникает вопрос, как поставить ребенку звук л? Требуется помощь специалиста. Ситуации, которые требуют обращения к логопеду:

  • в семье русский язык не родной, а родители разговаривают с акцентом, что усложняет постановку звуков;
  • кто-то из родителей имеет плохую дикцию;
  • при долгих и упорных занятиях отсутствует эффект.

Научить ребенка произносить звук «Л» несложно, если процесс будет нести положительную атмосферу. Получая удовольствие от уроков, ребенок быстро освоит новую букву. Кроме упражнений родители могут использовать скороговорки, которые позволят ускорить обучение.

Как ни странно, но в отношении речевого развития детей у родителей существует два прямо противоположных подхода. В одном случае считают, что паниковать не нужно, и речь со временем наладится сама собой. Другие родители беспокоятся, как научить ребенка говорить буквы грамотно уже с полутора-двух лет.

И тот, и другой подход возможен в каждом конкретном случае. И все же, надо пристально следить за правильным произношением ребенком звуков, иначе переучиваться будет сложно. Поправляйте малыша всякий раз, когда он произносит звуки в слове неверно. И главное, сами старайтесь не «сюсюкать» и соблюдайте грамотное произношение.

К сожалению, мало кто из детей не испытывает трудностей с речью. Чаще всего, когда малыш уже научился говорить слова, он не произносит некоторые сложные звуки в них. И перед родителями поневоле встает задача, как научить ребенка говорить буквы «р», «л», «ш», «ж» и «с». Произношение звуков именно в этих буквах зачастую вызывают наибольшие проблемы.

Так как научить ребенка говорить ш или л?

Нарушения речи лучше исправить еще в детском саду. И если малыш не выговаривает пару-тройку букв, не стоит оставлять это без внимания. Иначе в школе могут возникнуть проблемы с письмом. Лучше всего обратиться за консультацией к специалистам оставив заявку на нашем сайте, Вы сможете воспользоваться услугами профессиональных логопедов!

Также, чтобы не запускать недостатки развития речи, родители самостоятельно могут выполнять с детьми артикуляционную гимнастику. Она довольно легка и может превратиться в увлекательную игру.

Для постановки звука «л», который ребенок не произносит совсем или заменяет звуком «в», нужно поработать над подвижностью языка и воздушным потоком. Делают упражнения «Лошадка» и «Лошадка едет тихо», при котором малыш «цокает» язычком звонко или беззвучно. В упражнении «Дует ветерок» нужно добиться выдувания воздушных струй. Можно найти и массу других веселых упражнений.

Отрабатывая звук «ш», научите малыша простому движению «чашечка». На нижнюю губку ребенок должен положить язычок, приподняв боковые стороны языка и кончик. Должен получиться желобок. Есть также различные упражнения на растягивание губ, жевательные движения, «болтушка» языком и многие другие.

Комплекс артикуляционной гимнастики можно подобрать с логопедом или найти в специальной литературе.

Буква «р»

Буква «р» - самая лукавая буква — она может не произноситься совсем, заменяться звуком «л» или проявляться в виде раскатистого, картавого звука. Постановка звука «р» наиболее сложная. Если для вашего малыша эта буква проблемная, то на первом этапе постарайтесь просто чаще акцентировать на ней внимание.

Стимулируйте сына или дочку чаще произносить слова с неподдающимся звуком: ворон, рука, речка, кар-кар и проч. При этом показывайте правильную артикуляцию — положение губ и языка. Подберите картинки с животными или предметами с этой буквой и просите называть их. Хорошим упражнением будут стихи и скороговорки, типа «Ехал грека через реку…». Произносить их нужно хором вместе с малышом. На раннем этапе можно также самостоятельно найти комплекс артикуляционных упражнений на «р», чтобы регулярно заниматься.

Но если проблема сохраняется вплоть до 6 лет, то только специалист подскажет вам, как научить ребенка говорить «р».

Артикуляционная гимнастика для речи детей

Артикуляционная гимнастика для детей помогает поставить правильное звукопроизношение у ребенка, и исправляет возникшие дефекты речи. Проводить занятия артикуляционной гимнастикой дети должны вместе со взрослыми. Пусть один из родителей покажет, как правильно выполняется упражнение, а ребенок должен его повторить.

Необходимо следить за тем, насколько точно и плавно малыш выполняет упражнения, соблюдает ли необходимую скорость движения, и симметрично ли двигаются правая и левая сторона лица во время упражнений. Если эти условия не будут соблюдаться, вряд ли артикуляционная гимнастика для детей принесет ожидаемый эффект. Если малыш не может выполнить то или иное движение, взрослый вполне может помочь ему, и откорректировать движение органов речи ребенка с помощью ложечки, шпателя или чистого пальца. При выполнении упражнений на развитие речи приветствуется любой творческий подход, например чтобы малыш правильно делал движения языком, губы можно намазать джемом, медом или вареньем. Первое время при выполнении упражнений, возможно некоторое напряжение органов речи, но по истечении нескольких занятий упражнения уже будут выполняться непринужденно, и дойдут до автоматизма.

Следующий комплекс упражнений на развитие речи поможет вам научить ребенка выговаривать букву «л».

1.Накажи язычок. Для выполнения этого упражнения необходимо приоткрыть рот, расслабленный широкий я зык слегка высунуть, и похлопывать по нему губами сверху и снизу, произнося при этом звук «пя-пя-пя». Края языка при этом касаются уголков рта, нельзя подворачивать нижнюю губу, чтобы она закрывала зубы. Упражнение выполняется на выдохе, за один выдох нужно сделать несколько похлопываний языка губами. Ребенок не должен при этом задерживать дыхание.

2.Сладкое варенье. Смысл этого упражнения в том, чтобы широким кончиком языка облизать верхнюю губу, выполняя движения взад и вперед. Язык должен касаться уголков рта, как и в первом упражнении. Челюсти при выполнении упражнения должны быть неподвижными.

3.Пароход. Это упражнение поможет освоить положение языка, когда его спинка поднимается кверху. Необходимо с приоткрытым ртом произносить долгий звук «ы», напоминающий гудок парохода. При этом кончик языка лежит в глубине рта, спинка же языка поднята к небу.

4.Индюк. Губы слегка приоткрыты, широкий язык лежит на нижней губе. Кончиком языка малыш должен облизывать верхнюю губу. Движения языка должны быть направлены взад и вперед, ребенок не должен отрывать язык от губы. При этом нужно издавать звук «бл-бл», изображая болботание индюка. Язык должен быть широким и касаться уголков рта.

5. Лошадка. Для выполнения этого упражнения малыш должен улыбнувшись и приоткрыв рот поцокать кончиком языка, чтобы получился звук похожий на цоканье копыт. Сначала упражнение нужно выполнять в медленном темпе, затем быстрее. Язык не должен подворачиваться внутрь, малыш должен именно щелкать им, а не чмокать. Нижняя челюсть при выполнении упражнения должна быть неподвижна.

6.Лошадка едет тихо. Это упражнение выполняется точно также как и упражнение «Лошадка» только без звука. Если малыш освоит это и предыдущее упражнение, он научится находить правильное положение языка при произнесении звука «л».

7.Ветерок. Это упражнение поможет ребенку научиться вырабатывать струю воздуха, которая будет идти по краям языка. Выполняется оно следующим образом: нужно улыбнуться, зубами прикусить кончик языка и подуть изо рта таким образом, чтобы струя воздуха выходила не посередине, а из уголков рта.

Этот несложный комплекс упражнений необходимо проделывать ежедневно 2-3 раза в течение 3-5 минут. Каждое упражнение нужно делать по 5-7 раз. Если ваш малыш будет старательно и без ошибок ежедневно выполнять все упражнения на развитие речи у детей, то скоро сложные, казалось бы, звуки он начнет произносить правильно и без усилий.

Учим ребенка букве "Л"

Буква "Л" считается одной из самых сложных для произношения. Если учесть, что речь ребенка формируется до 5-6 лет, то при обнаружении первых признаков того, что ребенок просто не выговаривает этот звук, следует заняться устранением дефекта. Конечно, задаться вопросом по поводу того, как можно научить ребенка выговаривать букву "Л" правильно, можно и гораздо позже, но будьте готовы к тому, что менять уже устоявшиеся речевые привычки будет нелегко. Тем не менее, попробовать стоит!

1. Сначала обратитесь к логопеду. Он назначит проведение исследований, направленных на выявление патологических процессов в строении речевого аппарата. Если таковых нет, врач предложит позаниматься с ребенком специальными упражнениями.

2. Конечно же, несмотря на то, что коррекцию произношения можно полностью доверить врачу, родителям также нелишне знать, как научить ребенка выговаривать букву "Л" правильно, и заниматься с ним дома. Для начала очень важно поговорить с малышом и рассказать ему о строении речевого аппарата, звуках и правильности их произношения.

3. Не пугайте ребенка фразами: "Если сейчас ты не научишься выговаривать букву "Л" правильно, то потом у тебя будут проблемы". Такие беседы выработают комплекс у малыша. Просто постарайтесь ненавязчиво объяснить ему, что правильное произношение облегчает процесс взаимопонимания.

4. Можно проговаривать с ребенком скороговорки, отдельные слова и слоги, которые включают в себя букву "Л".

5. Регулярно занимайтесь артикуляционной гимнастикой, которая развивает речевой аппарат. Например, пусть ребенок попробует свернуть язык в трубочку, дотронуться им до носа или подбородка. Полезно имитировать звук трактора с помощью губ или цокот копыт лошади при помощи языка.

6.Мыльные пузыри - отличное средство для развития лучшей артикуляции. Поскольку такое занятие проходит в игровой форме, малышу не будет скучно.

7. Известно, что речевое развитие зависит от мелкой моторики. Непонятно, почему наблюдается такая взаимосвязь, однако ученые выяснили, что регулярные игры с конструктором, мозаикой и даже обычными мешочками, внутри которых находится рис, песок, пуговицы, позволяют улучшить произношение отдельных звуков.

Если вы хотите исправить речевой дефект у ребенка, очень важно, чтобы ваши занятия были регулярными. Благодаря упорству и творческому подходу, вы научите малыша выговаривать букву "Л" правильно!

Дети в возрасте 4-5 лет часто неправильно произносят буквы "л" и "р". Обращение к логопеду за консультацией стоит порядка 300 руб за одно занятие, а занятия длятся от 3-х до 6 месяцев. Предлагаю Вам комплекс упражнений, благодаря которым за 3 месяца Вы сами научите ребенка говорить правильно, занимаясь с ним всего по 15 минут в день.

Упражнения по произношению буквы "Л"

1. Широко открыть рот, язык положить на нижнюю губу, и открывая и закрывая рот произносить звуки "ла", "ло", "ли", "лу", "лы", при этом подбородок удерживать рукой, чтобы он не двигался.

2. "Чистим зубы". Широким языком двигать по верхним и нижним губам, как будто вы чистите зубы, с внутренней и внешней стороны.

3. "Вкусное варенье". Широким языком слизать с верхней и нижней губы. Упражнение повторить 3-5 раз.

4. Высунуть язык и попытаться дотянуться им до кончика носа. Упражнение повторить 3-5 раз.

5. "Маляр". Кончиком языка водить по верхнему небу, как будто вы его красите.

После 1-2 недель упражнений надо выучить стихотворение. Очень важно четко и громко произносить все звуки.

"В гости к нам пришла зима,
Стали белыми дома.
Снег летает там и тут.
Малыши гулять идут.

Во дворе белым бело.
Много снега намело.
Слышны крики детворы.
Санки катятся с горы".

Упражнения по произношению буквы "Р"

1. Необходимо сделать спицу для занятий - деревянная палочка, а сверху маленький шарик. Ребенок открывает рот и вы быстро водите данной палочкой под языком, при этом ребенок произносит "ДДДДРРРРР".

2. Произносим звуки "Да", при этом язык упирается в зубы и "ДЫ", при этом язык упирается в верхнее небо.

"Росомаха, встретив рысь,
Рассмеялась, присмотрись -
Почему ты без хвоста,
Разве это красота?
Рысь сказала, - недотрога,
Быть с хвостом теперь не в моде"

У детей самого разного возраста часто наблюдаются различные речевые нарушения. Самое распространенное среди них нарушение произношения звуков , которое нельзя считать безобидным дефектом, ведь оно может привести к негативным последствиям для развития ребенка: затруднения при обучении чтению и письму (это называется дислексией и дисграфией), а в дальнейшем и к снижению успеваемости по русскому языку. Ребенка, неправильно выговаривающего звуки, часто передразнивают, что создает дополнительные психологические проблемы.

Первый шаг в предупреждении таких проблем в школе - это обращение к логопеду, который исправит речевые недостатки ребенка. Но, бывает, что родители очень заняты или они испытывают материальные затруднения, ведь логопедическая помощь стоит недешево.

Наша задача - помочь родителям, не имеющим педагогического образования, в формировании правильного произношения звуков, но при условии, что у вашего ребенка нет отклонений в строении речевых органов (неправильный прикус, короткая уздечка языка, отсутствие передних зубов, высокое твердое небо) и нет тяжелых речевых нарушений (алалия, дизартрия, заикание и др.).

Звук [Л ] очень сложен для постановки и автоматизации в домашних условиях. От родителей потребуется масса терпения. Порой будет казаться,

что все усилия напрасны, и у вас ничего не получится. Главное, - не сорваться и методично продолжать начатую работу. Но не перегружайте ребёнка! В день достаточно заниматься два раза по 10 минут . Занятия обязательно проводятся в форме игры, соревнования. Чтобы поставить и автоматизировать этот трудный звук в прямых и обратных слогах понадобится примерно месяц, а может и больше.

«Вампа» вместо «лампа», «ёшка», а не ложка), «ук», а как хочется услышать «лук». Это далеко не полный перечень замен и пропусков, которые допускают в своей речи малыши.

1. Искажение илипропуск звука [Л] называют«ламбдацизм» .

Вот самые распространённые:

Звук[Л] в словах вообще опускаются: «апата» (лопата), «ужа» (лужа);

Межзубный ламбдацизм: при произнесении звука [Л] в словах кончик языка прокладывается между зубами.

Двугубный (губно-губной) ламбдацизм: вместо звука [Л] слышится звук, близкий к звуку [у]: «уапа» (лапа), «уапата» (лапата).

Носовой ламбдацизм: корень языка смыкается с мягким небом, и выдыхаемая струя воздуха проходит через нос. Слышны носовые звуки [нг]: «нгуна» (луна), «нгама» (лама). Этот вид ламбдацизма встречается при ринолалии (врождённом или приобретённом расщеплении твёрдого и мягкого нёба: «заячья губа», «волчья пасть»).

2. Замена звука [Л] на другие звуки, - это параламбдацизм:

Звук [Л] в словах заменяется звуком [В]: «вук» (лук), «гов» (гол);

Звук [Л] в словах заменяется звуком [Г]: «гапата» (лопата), «пагы» (полы), «стог» (стол), «дегага» (делала) и т.д.;

Звук [Л] заменяется в произношении звуком [Д]: «дошадь» (лошадь), «мадыш» (малыш), «гадава» (голова) и т.д.;

Звук [Л] заменяется звуком [j]: «ёшка» (ложка), «юя» (юла), «ёдка» (лодка);

Звук [Л] в словах заменяется мягким звуком [Л"]: «люк» (лук), «ляпата» (лопата), «деля» (дела), «дятель» (дятел) и т.д.

3. Артикуляционные упражнения, предваряющие постановку звука [Л].

Для постановки звука необходима длительная и упорная работа по «настройке» артикуляционного аппарата. Выработке нужных движений губ, языка. Работа начинается с ознакомления ребенка с органами артикуляции: - губы, верхняя и нижняя; за губами зубы, верхние и нижние; за верхними зубами - бугорок; за бугорком начинается твердое нёбо, которое переходит в мягкое нёбо и заканчивается нёбной занавеской с маленьким язычком;

Вот язык, у него подвижный кончик; спинка языка тоже может подниматься и опускаться. Под языком подъязычная связка (уздечка) и т.п.

В наших щеках, губах, языке есть мышцы, которые необходимо тренировать. И поможет нам специальная гимнастика - артикуляционная.

При всех видах ламбдацизма вначале следует выучить несколько артикуляционных упражнений, которые необходимо выполнять ежедневно перед зеркалом под счет (от 1 до 5), в течение 6 -10 минут два раза в день:

1. «Улыбка» - удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние зубы.

2. «Трубочка» - вытянуть сомкнутые губы вперед.

3. «Накажем непослушный язычок» - язык на нижней губе и, пошлёпывая его губами, произносить: «Па-па-па».

4. «Почистим верхние зубы» (с внутренней стороны) - широким языком из стороны в сторону у верхних альвеол (бугорков).

5. «Парус» - кончик широкого языка упирается в передние верхние резцы. По форме язык напоминает провисший гамак. Упражнение статическое, его надо выполнять под счёт: чем дольше язык удерживается, тем лучше.

6. «Кошка лакает молоко» - широкий язык движением сверху вниз облизывает верхнюю губу.

7. «Индюк болтун» - движения языка, как в предыдущем упражнении, только темп быстрый. Движения языка сопровождаются звуками, характерными для рассерженного индюка, что-то вроде: «бл-бл-бл-…».

8. «Качели» - приоткрыть рот, широко улыбнуться. Под счёт «раз - два» кончик языка упирается сначала в верхние, а потом в нижние резцы (с внутренней стороны).

ØЕсли язык упорно не хочет подниматься вверх и удерживаться за верхними зубами, пригодится испытанное упражнение:

«Лошадка» - пощёлкать широким кончиком языка на нёбе за верхними передними резцами. Обязательное условие: рот приоткрыт, но нижняя челюсть абсолютно неподвижна!

ØДля надёжной фиксации языка в «верхнем» положении (на нёбе), выполните упражнение:

«Грибок»: язык верхней поверхностью присасывается к нёбу, подъязычная уздечка при этом натягивается.

ØВышеперечисленные упражнения необходимо выполнять 2-4 недели. Главным требованием является выработка умения:

Удерживать нужную артикуляционную позу правильно в течение 5 сек.;

Точно выполнять движения;

Следить за равномерным участием левой и правой половины языка, губ в выполнении движений.

4. Способы постановки звука [Л]

Если звук вообще отсутствуют в речи ребёнка, то его проще всего поставить. В этом случае не придется убирать ложный стереотип звукопроизношения.

1. По подражанию: Покажите ребенку правильную артикуляцию звука [Л]:

Губы в улыбке, рот приоткрыт, зубы разомкнуты (расстояние между верхними и нижними зубами 1 палец);

Широкий кончик языка поднят и прижат к альвеолам (к бугоркам над верхними передними зубами);

Выдыхаемый воздух проходит по бокам языка, в щёки (если дотронуться ладонями до щёк, можно ощутить их вибрацию).

Произносите звук [Л] и попросите ребенка повторить. Звук [Л] возникает в момент отрыва языка от альвеол.

2. Постановка от межзубного звука (нельзя проводить с ребёнком, у которо-го есть межзубный ламбдацизм):

ØЭтот способ постановки звука [Л] могут взять на вооружение с различными видами ламбдацизма и параламбдацизма.

Расскажите ребёнку сказку «Как маленький пароходик научился гудеть»

Жил-был маленький пароходик. Ходил он по морю и возил грузы. Вот только большие пароходы его не замечали и даже не отвечали. А всё потому, что голосок у маленького пароходика был очень слабенький, и вместо протяжного и тягучего гудка: «Л», он гудел что-то невнятное и тихое. Маленький пароходик решил научиться гудеть правильно. Стал он пробовать разные варианты приветствия: «У! О! Нет, не то!». С досады, маленький пароходик прикусил свой язычок и произнёс: «Ы». И тут произошло чудо: над водной гладью прозвучал ясный и чёткий звук [Л]! Маленький пароходик подумал, что ослышался, и повтори: «Ы», снова прикусив язычок. Звук [Л] получился ещё более отчётливым. Услышав голос маленького пароходика, большие пароходы начали отвечать ему громкими и протяжными гудками: «Л!», «Л!». Так маленький пароходик научился гудеть правильно.

Ребенок прикусывает кончик язычка и протяжно произносят звук [Ы]. При этом должен прозвучать звук [Л]. Хотя, возможно, и не с первого раза. После того, как изолированно звук [Л] будет получаться, присоедините его к гласным: ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ. На первых порах кончик языка ещё придётся прикусывать. Если в прямом слоге сделать это будет затруднительно, попробуйте обратные слоги: АЛ, УЛ, ОЛ, ИЛ, ЭЛ, ЫЛ.

3. Постановка звука [Л] при двугубном (губно-губном) ламбдацизме

Очень часто правильному произношению звука [Л] мешают губы, которые вытягиваются трубочкой, а то и вовсе заворачиваются за губы, отчего звук приобретает оттенок лягушачьего кваканья: вопата (лопата), сават (салат). Необходимо нейтрализовать губы. С первого раза это вряд ли удастся. Укоренившаяся привычка (чаще следствие крепкой дружбы с соской), будет давать о себе знать очень долго.

Помогут артикуляционные упражнения: «Улыбка», «Заборчик»:

губы утрированно растягиваются в улыбке, обнажая передние зубы (зубы при этом сжаты). Удерживать это положение под счёт как можно дольше.

Какое-то время взрослому даже придётся придерживать губы ребёнка, растягивая их в улыбку, с помощью большого и указательного пальцев. Только такими «насильственными» мерами удастся удержать «непослуш-ные» губы.

1. Постановка звука [Л] от правильного [Л"] (мягкого звука Ль)

Возможно, сразу твёрдый звук [Л] не получится. Придётся довольствоваться его мягким вариантом: [Л´]. Смягчение на первом этапе постановки вполне допустимо. Оно возникает из-за излишнего напряжения в мышцах губ. Со временем это пройдёт. Если же процесс затянется, надо пойти на маленькую хитрость. Произнося слоги ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ, малыш должен будет дотрагиваться широким кончиком языка до верхней губы.

Не совсем эстетично, зато твёрдое звучание звука [Л] гарантировано. Но и закреплять эту привычку не стоит. Постепенно пусть «прячет» язык за верхние зубки.

Избавиться от излишнего напряжения и лабиализации губ поможет расслабляющий массаж круговых мышц рта, и лёгкое поколачивание их

подушечками пальцев.

ØА ещё такие упражнения: «Лошадка фыркает» - с силой подуть на расслабленные губы, имитируя фырканье лошади.

«Рыбка» - пошлёпать расслабленными губами друг о друга, как это делает рыбка в аквариуме.

«Устали» - с силой подуть на расслабленные и приоткрытые губки.

5. Автоматизация звуков [Л] в речи ребёнка

Итак, месяц прошел в трудах. Если твёрдый звук [Л] пока не получается,закрепите мягкий [Л"] сначала в слогах: ЛЯ - ЛЮ - ЛЁ - ЛЕ - ЛИ; затем в словах с этими же слогами:

ЛЯ: Ляля, лямка, тополя, земля, поля, Валя, Толя, Коля;

ЛЮ: люди, люстра, люпин, лютик, лютый, Люда, Люся;

ЛЁ: лёд, лён, лёгкий, лётчик, полёт, лёжа, Лёля, Лёва, Лёша;

ЛЕ: лес, лев, лебедь, леска, лещ, лень, лето, лейка, лента, лепет;

ЛИ: лист, липа, линия, лилия, лимон, лиса, линь, ливень, лилипут, Лида.

Неплохо бы закрепить и в чистоговорках:

ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ - зеленеют поля. ЛЕ-ЛЕ-ЛЕ - лежали листья на земле.

ЛИ-ЛИ-ЛИ - лещи плескались на мели. ЛЮ-ЛЮ-ЛЮ - летний дождик я люблю.

И что-нибудь ещё в этом же духе. Сочинять чистоговорки можно вместе с малышом. Очень увлекательное занятие!

Потешки и скороговорки тоже пригодятся:

Ой, люли, люли, люли, Спят на ветках гули…

Детки в люльках видят сны. Все давно уснули!

В прямых слогах звук [Л´] уже получаются, тогда самое время перейти к обратным слогам и к сочетаниям с другими согласными:

АЛЬ - ОЛЬ - УЛЬ - ЫЛЬ - ЕЛЬ - ЮЛЬ - ЯЛЬ (паяльник, тополь, бульк, пыль, тюль, тюльпан, моль, полька, стульчик и т.д.);

СЛЕ - СЛЮ - СЛЯ - СЛЁ - СЛИ (след, слюда, слякоть, слёзы, слива…).

И другие звукосочетания и слова, только ссогласными: П, Ф, Г, К (плюс, плескать, плётка, флюс, плис, плиссе, глиссе, глюкоза, клюква…)

ØПроговорите с малышом сначала слоги и слова, а затем, - чистоговорки с этими звукосочетаниями. Сядьте к зеркалу и не забудьте контролиро-вать положение языка (его кончик упирается в верхние резцы!).

ОЛЬ-ОЛЬ-ОЛЬ - мы купили соль. УЛЬ-УЛЬ-УЛЬ - мы повесим тюль.

ЕЛЬ-ЕЛЬ-ЕЛЬ - на улице метель. ЫЛЬ-ЫЛЬ-ЫЛЬ - на листьях пыль.

Твёрдый звук [Л] придётся отрабатывать более продолжительное время. Не ленитесь по несколько раз повторять один и тот же слог, одно и то же слово. С ходу добиться правильного звучания вряд ли удастся!

Начните с прямых слогов: ЛА - ЛУ - ЛО - ЛЭ - ЛЫ и слов с ними:

ЛА: лак, лапа, лавка, ладонь, ласка, ладушки, лама, лампа, лай;

ЛУ: лук, лупа, луна, лужа, луч, лужок, лужайка, Луша;

ЛО: лоб, лось, лом, лодка, ложка, локон, локоть, ловко;

ЛЫ: лыко, лыжи, лысина, лычко, столы, полы, голы и т.д.

Продолжайте рифмовать слова в чистоговорки:

ЛА-ЛА-ЛА - наша Леночка мала. ЛУ-ЛУ-ЛУ - любит Лена похвалу.

ЛО-ЛО-ЛО - Лене в валенках тепло. ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ - Лене валенки малы.

Из потешек выберите такие:

Сова-совушка, сова, Сели птахи на шесток.

Большая голова. А котята - в уголок.

На колу сидела, Сели-посидели,

На луну глядела, Песенку запели.

Глазами блестела. Услыхали ложки, -

Глазоньки хлоп-хлоп, Вытянули ножки.

Лапочки топ-топ. Услыхали калачи, -

И - полетела! Поскакали все с печи!

Наши руки были в мыле. Луна лучится, как латунь,

Мы посуду сами мыли. Лягушкой лакомится лунь.

Мы посуду мыли сами, Летит весёлая пчела,

Помогали нашей маме. Легла на лес ночная мгла.

(В. Лифшиц) (В. Лунин)

Продолжим работу над звуком [Л] в обратных слогах и словах с ними:

АЛ - ОЛ - УЛ - ЫЛ - ЕЛ - ЮЛ - ЯЛ - ЁЛ - ИЛ (мал, стал, стол, мол, кол, стул, мул, был, сел, ел, мял, шёл, нашёл, пилил, ходил и т.д.)

ПЛА - КЛА - ВЛА - СЛА - ШЛА - ФЛА - БЛА - ГЛА и другие звукосочетания с гласными: У, О, Ы (плакал, плавал, Клава, клавиши, ушла, флаги, глаза и т.д.).

Если в слогах и словах твёрдый звук Л будет получаться хорошо, переходите к фразам и чистоговоркам:

АЛ-АЛ-АЛ - наш малыш ещё мал. ОЛ-ОЛ-ОЛ - моль села на стол.

УЛ-УЛ-УЛ - мы сломали стул. ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ - Павел полы мыл.

На первом этапе автоматизации звука [Л] ребенок повторяет за вами слоги, слова и фразы, а на заключительном - должен сам припоминать слова с этими звуками, вы лишь даёте задания:

Вспомни названия птиц (зверей, цветов, деревьев и т. д.) со звуком [Л].

Назови продукты питания со звуком [Л].

Перечисли вещи со звуком [Л].

Выучите и отгадайте с ребёнком, загадки:

Что за зверь зимой холодной Колкую, зелёную, зимой в лесу найдём.

Ходит по лесу голодный? (Волк) Колкую, зелёную в гости позовём. (Ёлка)

В сосне дупло, в дупле тепло. Этот комок с яблони - скок!

А кто в дупле живёт в тепле? (Белка) Упал, покатился, в листья забился. (Яблоко)

В завершение работы над звуком [Л] используйте скороговорки и тексты , насыщенные этими звуками:

Толкал лапой Полкан палку. Мама Милу мыла с мылом.

Полкан палку толкал лапой. Мила мыло не любила.

У елки иголки колки. В зимний холод всякий молод.

Иголки колки у елки. Всякий молод в зимний холод.

Кот молоко лакал, Котик ниток клубок укатил в уголок.

А Витя булку в молоко макал. Укатил в уголок котик ниток клубок.

Любая детская книжка содержит разнообразный речевой материал и поможет в автоматизации звука [Л].

Как вы, наверное, заметили, в речевом материале почти не было слов со звуками [Р´], [Р]. Это не случайно. Не стоит перегружать речь ребёнка этими трудными звуками (возможно, в его речи их и вообще ещё нет!). Работу над ними отложим на более поздние сроки.

Если после продолжительного времени работы результата нет, то при необходимости обратитесь за помощью к логопеду. И не медлите! При всех родительских талантах, помощь специалиста не помешает.

Учитель-логопед Пергунова М.Ю.

Список использованной литературы:

1. Герасимова А.С. Популярная логопедия: практическое руководство для занятий с детьми 5-6 лет. - М.: Айрис-пресс, 2008.

2. Глазунова Е. Н., Залмаева Р.Я. Сам себе логопед. - СПб.: ИД «Светлячок», 2001.

3. Епифанова О.В. Разработка занятий с детьми дошкольного возраста.- Волгоград, 2004.

4. Кондратенко И.Ю. Произносим звуки правильно. Логопедические упражнения. - М.: Айрис-пресс, 2008.

5. Полякова М.А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. - М.: Айрис-пресс, 2007.

Loading...Loading...