Мой любимый питер. Особняк сан-галли на лиговке Инфраструктура и транспортная доступность

Лиговский проспект, 62

Особняк Ф.К. Сан-Галли. Арх. К.К. Рахау. 1869-1870 гг.

Выдающийся мастер эклектики К.К. Рахау построил особняк, контору, жилой дом и несколько производственных корпусов Чугунолитейного и механического завода Ф.К.Сан-Галли (Лиговский проспект дома 60-62).

Уникальный комплекс, разместившийся между Лиговским проспектом и железнодорожными путями Октябрьской железной дороги, ограничен с севера и юга доходными домами и садом. Здания заводоуправления и конторы выходят на красную линию проспекта и образуют единый фронт с особняком, оградой дома и жилыми домами.
История предприятия начинается с 1853 года, когда Франц Карлович Сан-Галли, небогатый, но образованный выходец из Германии, купил "пустопорожние места" по набережной Лиговского канала и основал здесь кузнечную мастерскую. Место, примыкавшее к строившейся Николаевской железной дороге, и профиль предприятия, ориентированного на металлообработку, были выбраны весьма удачно и своевременно. Развитие железнодорожного строительства позволяло получать выгодные заказы, а освоению территории способствовала активная застройка набережных Лиговского канала. В течение нескольких десятилетий маленькая мастерская превратилась в процветающее предприятие. К началу ХХ века завод выпускал самые различные изделия - паровые машины, котлы, фонари, балконы, ограждения, решетки и т.д..
Сан-Галли был широко известен благодаря легенде о появлении в Петербурге общественных туалетов. Будучи членом Городской думы, Сан-Галли участвовал в обсуждении судьбы богатого наследства, оставленного городу некой знаменитой куртизанкой. Дума долго не хотела использовать эти деньги на благотворительные цели, многие думцы якобы были личными друзьями той самой куртизанки. Лицемерие членов думы настолько возмутило Сан-Галли, что он предложил на эти деньги организовать в городе общественные туалеты, которых до этого в Петербурге не было вообще. Как ни странно, предложение сразу было принято.

Особняк, построенный в 1872 году для Франца Сан-Галли и его многочисленного семейства известным петербургским архитектором Карлом Рахау, является замечательным образцом зрелой эклектики. Проект особняка разрабатывался при непосредственном участии самого заказчика. Фасады выдержаны в стиле флорентийского палаццо, с рустованными стенами и далеко вынесенным венчающим карнизом. Дом был наполнен картинами известных русских художников, а также мраморной и бронзовой скульптурой. Кое-что из аутентичных интерьеров особняка уцелело до наших дней, например, вестибюль с атлантами и кариатидами, хозяйский кабинет с большим камином, курительная комната «в восточном вкусе» и расписные витражи в приемной. Снаружи особняк украшен затейливыми чугунными решетками, фонарями и флагштоками местного заводского производства.
Если посмотреть на дом со стороны сада, то на крыше можно увидеть граненую деревянную башенку, откуда хозяин мог наблюдать за всей территорией завода.

Великолепие разнообразных по стилистике интерьеров, уникальные витражи, резьба, богатый металлический декор, а также оригинальное инженерное решение делают это здание одной из вершин петербургской архитектуры конца XIX века.

Со стороны Лиговского проспекта сад огорожен затейливой решеткой с воротами, отлитой в 1873 году здесь же, на заводе, по проекту архитектора И. Горностаева. Глядя на эту роскошную, в «русском стиле» ограду, живо представляешь себе, как неплохо выглядел когда-то сад Сан-Галли. Вход в контору Сан-Галли украшают две чугунные фигуры мальчиков, один из которых одет в рабочую одежду. По легенде это внук «чугунного» магната, который в день 50-летия завода переоделся в кузнеца и первым поздравил деда. В память об этом событии дед и заказал скульптуры мальчиков.

Затейливые чугунные решетки, фонари и флагштоки, украшающие особняк снаружи, выдают его принадлежность. Построенное в стиле флорентийского палаццо, здание принадлежало чугунолитейному магнату Францу Сан-Галли. Если посмотреть на дом со стороны сада, то на крыше видна граненая башенка, откуда заводчик наблюдал за всей территорией своего предприятия.

История особняка Сан-Галли

Особняк построил в 1872 году для многочисленного семейства Сан-Галли В доме все - до последней мелочи - было сделано по рисункам архитектора, но руководил строительством, вникая во все процессы, владелец особняка. Магнат объяснял

это вполне разумно: «Ты сам должен знать и располагать, как

хочешь жить, а архитектор даст совет и выработает детали постройки».
В состав империи Сан-Галли входили также дома для

заводских инженеров и техников, городок для рабочих и школа

для их детей.
Завод Сан-Галли славился невероятным разнообразием изделий из чугуна: балконнами решетками, уличными фонарями, паровыми котлами, гимнастическими гирями, печами, кроватями, унитазами и даже операционными столами.

Особую славу Франц Карлович Сан-Галли заслужил как изобретатель отопительного радиатора, или, проще говоря, батареи, ставшей столь привычной. Она впервые появилась в России 150 лет назад.

He сохранился еще один дом - вернее домик, который Франц Карлович выстроил для своей жены проявив удивительную для такого делового и хваткого человека чуткость. «Так как я был на 8 лет старше жены, то думал, что умру раньше ее и что она не захочет жить одна в таком большом доме, и потому устроил для нее маленький особняк среди парка у завода».



Особым украшением интерьера особняка стали витражи, созданные в мюнхенской мастерской под

руководством русского художника В. Д. Сверчкова. Каждый из

них выполнен на сюжет одной из сказок братьев Гримм: «Семь

воронов», «Спящая красавица» и «Белоснежка». Известно, что

в этом особняке были и другие расписные окна. Существует

фотография картона витража «Кот в сапогах», хранящаяся в

Государственном Эрмитаже.

В 2007 году в связи с приспособлением особняка Ф. К. Сан-Галли под представительские цели стеклянные картины были отреставрированы Евгением Ивановым и засияли во всей своей красе. В наши дни в Петербурге сохранились пять виражей выполненных в мастерской В. Д. Сверчкова, из них три особняке Ф. К. Сан-Галли.

Адрес: Лиговский проспект, дом 62.


Как найти: от станции метро «Лиговский проспект» идти направо - в сторону Московского вокзала.

Когда идешь по четной стороне Лиговского проспекта, дома 60 и 62 неизменно привлекают к себе внимание. Дом 62 — особняк Сан-Галли весьма красив и находится в более менее приличном состоянии. А вот дом 60 — бывшее здание чугунолитейного и механического завода Ф.К. Сан-Галли — пребывает, увы не в лучшем виде. Ранее фасад здания, выходивший на Лиговский проспект, был затянут тряпичным псевдофасадом. Но теперь маскировка исчезла, и здесь вновь красуются изрядно обветшавшие родные стены. На общем фоне неплохо сохранились разве что массивные железные ворота со скульптурами двух мальчиков (это античные боги Гермес и Гефест в детстве). На воротах висит информационный баннер, сообщающий о строительстве тут многофункционального комплекса со сроком сдачи в 2018 году, однако материал его совсем обтрепался, и текст местами плохо читается. Мы побывали на месте в первых числах августа и смогли убедиться (насколько видно сквозь ворота), что территория, предназначенная под строительство, производит впечатление заброшенной, и работы там не ведутся.

Ничего удивительного в этом в общем-то нет. Вот уже не первый год данный участок рядом с Сангальским садом ходит в числе перспективных, однако до строительства дело никак не дойдет. Начать с того, что австрийская компания «Raiffeisen Evolution» собиралась построить тут многофункциональный комплекс (о чем до сих пор извещает уже упоминавшийся нами уличный информационный баннер). Однако проект стал нерентабельным, после того как городским правительством был принят ряд изменений в градостроительное законодательство, а также вследствие снижения арендных ставок на офисном рынке. В декабре прошлого года территорию, где должен был расположиться несостоявшийся комплекс «Сан-Галли Парк», выкупила другая австрийская компания — «STRABAG Real Estate GmbH» (SRE). Однако и она к строительству не приступила. Девелопер «SRE» принял решение уйти с российского рынка и выставил на продажу свои активы в России. Таким образом, участок на Лиговском, 60-62 был в очередной раз перепродан. В июне 2017 года его обладателем стал финский концерн «EKE Group» . Застройщик авторитетный, надежный, в Петербурге он уже известен довольно оригинальным жилым комплексом «Две эпохи» на Васильевском острове. Можно надеяться, что и на Лиговском проспекте компания построит достойный этого места объект. Как сообщает официальный сайт компании, ее руководство рассматривает два варианта: либо построить на этом участке офисный-торговый комплекс под конкретного заказчика (благо разрешение на строительство ранее уже было получено), либо возвести тут жилой комплекс.

В августе 2017 года, побывав на месте и убедившись, что там пока затишье, мы навели справки в «EKE Group» . Представитель компании сообщил нам, что в настоящее время территория будущей стройки огорожена, и работы на стройплощадке действительно не ведутся. Что касается перспектив, то руководство компании намерено все-таки реализовать тут жилищный проект. В настоящее время рассматриваются предложения ряда архитекторов. По замыслу здесь будет построен жилой комплекс средней этажности. Большого количества квартир не планируется, девелопер не намерен устраивать тут «муравейник». Это будет хороший просторный жилой комплекс бизнес-класса. Пока идут работы над проектом. Разрешение на строительство в настоящее время еще не получено. В компании предполагают, что строительство может начаться примерно через год, а в продажу комплекс, вероятнее всего, выйдет в конце 2018 года.

Вскоре часть Новгородского тракта вошла в предместье новой российской столицы – Санкт-Петербурга. Точно определить места, по которым проходил тракт, не представляется возможным. Однозначно можно утверждать, что он проходил параллельно нынешнему Лиговскому проспекту, на том или ином удалении от него. Основными источниками, по которым можно определить местоположение тракта являются карты раннего Петербурга. Существует достаточно большое количестве планов Санкт-Петербурга первой половины XVIII века, изданных как в России, так и за ее пределами. Однако до начала XIX века рассматриваемая территория не входила в состав города, поэтому зачастую не изображена на городских планах.

В1718-1725 гг. на всем протяжении нынешнего Лиговского проспекта (от улицы Некрасова до Московского проспекта) по проекту Г.Г. Скорнякова-Писарева был прорыт канал для питания фонтанов в Летнем саду. Канал начинался от реки Лиги, вытекавшей из Дудергофского озера, и тянулся более чем на двадцать километров. По нему вода попадала в специальный бассейн (на его месте сейчас находится Некрасовский сквер). Отсюда по трубам через реку Фонтанку вода попадала в водовзводную башню у Летнего сада. Это был первый своеобразный водопровод в Санкт-Петербурге.

В сер. XVIII в.- перв. трети XIX в. - к востоку от Лиговского канала располагалась Ямская слобода, к которой параллельно каналу проходила Моховая-Каретная ул. (со 2-й пол. XIX в. именовалась Предтеченская ул.; с 1952 г. - ул. Черняховского). Территория вдоль Лиговского канала к северу от начала Моховой-Каретной ул. (напротив Свечного пр.) долгое время не была застроена, в первой пол. XIX в. была занята огородами и садами. Далее к северу вдоль канала располагались узкие участки с партикулярными домами.

С 1739 г. - проспект назывался Московской улицей, во второй половине XVIII века ему дано новое официальное название - набережная Лиговского канала.

С 1777 г. - после наводнения, когда были разрушены фонтаны в Летнем саду, Лиговский канал потерял свое первоначальное назначение.

С сер. XIX в. Лиговский канал представлял собой узенькую речку с мутной и грязной водой и берегами, заросшими травой.

В 1833 г. - было закончено строительство восточной части Обводного канала, что способствовало более активному освоению близлежащих территорий (в особенности к северу от канала, ближе к центру города), получивших удобную связь с портом. Здесь началось активное строительство промышленных предприятий.

После приобретения в 1853 году большого пустопорожнего участка Галченкова, Сан-Галли стал покупать прилегающие участки частных владельцев. Одним из первых был куплен участок Кудряшова, состоявший в Каретной части 1 квартала под № 256. К нему вскоре был присоединен участок купца Федорова, числившийся во 2 квартале Каретной части под № 257 (впоследствии под № 52/66), расположенный между Литовской и Моховой улицами. В начале 1850-х годов во владение Сан-Галли перешли также участки купца Степанова (в Каретной части 3 квартала под № 518, между набережной Лиговского канала и Средней улицей), наследника жены поручика Ветошникова (Александро-Невской части 2 участка по Лиговскому каналу под № 50).

В 1860-е гг. на территории в южной части располагались – обширный «Kuchengarten von San Gali» (огород) и квадратный в плане «Gas Gesselschof» (газовый двор) с газгольдером и каменными служебными постройками; в северной части располагались каменные и деревянные строения жилого и служебного назначения.

В 1866-1867 гг. - на участке, принадлежащем Санкт-Петербургскому купцу 1 гильдии Ф.К. Сан-Галли, состоявшему в Александро-Невской части, 1 квартала под № 46 и 48, находились следующие постройки: каменный дом для сборки машин, навес для склада готовых чугунных изделий, одноэтажный флигель для склада ценных металлических изделий, каменный одноэтажный флигель для литейной мастерской и навес для склада кокса.

В 1867 г. в восточной части участка было сооружено в кирпичном стиле здание газгольдера.

В 1868 г. вдоль красной линии застройки набережной Лиговского канала по проекту инж.-арх. А.А. Докушевского построены два 2-х этажных каменных оштукатуренных корпуса (проходной и заводоуправления), соединенных воротами и металлической оградой, на крупных кирпичных столбах которой позже были установлены две чугунных аллегорических скульптуры (Гефеста и Гермеса), олицетворяющих «Торговлю» и «Промышленность».

В 1869-1872 гг. по проекту арх. К.К. Рахау по красной линии Лиговского канала было построено главное здание комплекса - особняк владельца.

С южной стороны от особняка вдоль сада была установлена чугунная ограда сада (арх. И.И. Горностаев, 1873 г.).

В 1875 г. по проекту того же К.К. Рахау было возведено кирпичное оштукатуренное 1-2-х этажное здание конторы, примыкавшее к корпусу проходной (в 1891 г. контора перестроена по проекту арх. К.Ф. Фейерейзена). У входа здания были установлены два чугунных льва.

В 1875 г. Ф.К. Сан-Галли купил соседний участок с северной стороны (бывш. участок Киселла) - современный дом № 58. В этот же период западная часть этого участка (квадратной формы) была застроена по периметру каменными зданиями по проекту арх. К. К. Рахау: 5 эт. жилой дом по красной линии Лиговского кан., и службы (в северо-восточной части), а также соединяющая их каменная ограда. Полицейский адрес строений: Александро-Невская часть, 1-й квартал, наб. Лиговского кан., 44, 46, 48, 50, 52.

В 1879 г. Ф.К. Сан-Галли приобрел участок, примыкавший к его владениям с южной стороны, в 1881 г. - соседний участок, граничащий с ранее купленной территорией. Существовавшие в западной части этих участков каменные жилые дома (современный адрес № 64 и 66) были расширены и перестроены (арх. Д.Д. Зайцев, 1880-1881 гг.; в 1908г. дом № 64 был расширен по проекту гр. тж. И.И. Герасимова, совместно с

арх. Ф.Ф. Миритцем).

Одновременно по проекту арх. Д.Д. Зайцева продолжалось строительство заводских корпусов. В этот период в восточной части территории была построена жилая колония для рабочих (городок для рабочих) с элементами благоустройства и озеленения, включавшая каменные здания школы и служб, а также деревянные жилые дома, решенные в стиле эклектики с резьбой и металлическим декором.

Владелец завода Ф.К Сан-Галли писал: «При фабрике я устроил колонию для рабочих и их семейств: 22 отдельных дома, разделенных аллеей, и еще один для школы. Снабженные водопроводом с невской водой и керосиновым освещением<...>. Потом я стал строить большие дома, квартиру для моего alter ego - брата, для инженеров, приказчиков и других жильцов». Деревянные дома для рабочих до настоящего времени не сохранились, а дом для инженеров и техников (№ 58) и, видимо, предназначенный для квартир дирекции (№ 64-66).

К началу 1880-х гг, сложилась планировка и границы сада, располагавшегося к югу и востоку от особняка.

В 1886 г. перед жилым домом установлен фонтан. Скульптурная фигура «Афродиты» с резвящимися у ног амуром и тритонами, оформляющая фонтан, предположительно возникла в 1890-х гг.

Это аллегорическое изображение по преданию, посвящено дочери Ф.К. Сан-Галли, утонувшей в Финском заливе. Произведение было создано по модели французского скульптора (в настоящее время скульптура демонтирована, отреставрирована и установлена в вестибюле КГИОП - пл. Ломоносова, д. 1).

В 1891-1892 гг. в царствование Александра III, канал заключили в трубы, засыпали и проложили новую улицу с бульварами. Название Лиговская улица появилось в 1892 г. Знаменская площадь (современная площадь Восстания) служила своеобразной межой между центром города и его окраинами.

В 1893 г. - по проекту арх. К.Ф. Фейерейзена вдоль северной границы участка Сан-Галли возведена каменная 3-х эт. «постройка для заводских работ» (на планах нач. XX в. моделъно-столярная мастерская или Столярная мастерская) западная часть рассматриваемого корпуса.

В архивных чертежах здание 3-хэтажей, без подвалов, с наружными стенами из лицевого красного кирпича, деревянными перекрытиями и внутренним металлическим каркасом с 2 колоннами. В здании Столярной мастерской показаны две лестницы внутренняя вдоль западной стены и Г-образная в плане, в восточной части здания с северной стороны (в настоящее время не сохранились). По проекту здание завершалось ассиметричной вальмовой крышей (при строительстве здания крыша была несколько изменена).

К концу XIX в. границы территории чугунолитейного и механического завода Ф.К. Сан-Галли окончательно сформировались и проходили по красной линии Лиговского проспекта (запад), Преображенской ул. (ныне ул. Черняховского) и границе с участком Николаевской железной дороги (восток) и кварталами жилой застройки Лиговского проспекта (север и юг).

В период с 1884 по 1893 гг. по проекту арх. К.Ф. Фейерейзена строились и перестраивались промышленные корпуса в глубине участков. В этот же период газгольдер был перестроен под кладовые завода (1892 г.), здание конторы было расширено (1891 г.).

В 1901-1903 гг. - к востоку от Столярной мастерской было построено 3-х этажное каменное здание слесарной и механической мастерской (на планах нач. XX в. Весовая мастерская). Архитектор не установлен.

К началу 1900-х гг. предприятие Ф.К. Сан-Галли превратилось в большой завод. В 1908г. - основатель чугунолитейного завода Ф.К. Сан-Галли умер. Похоронили его на Тентелевском кладбище (ни кладбище, ни могила до настоящего времени не сохранились).

В 1910-е гг. - владельцами завода и построек стали Франц Францевич (сын), Виргиния Ивановна Сан-Галли (вдова 1-й гильдии купца). В доме по Лиговскому пр. № 64 проживал также Роберт Карлович Сан-Галли (брат Франца Карловича

Сан-Галли) Главноуполномоченный фабрики

Ф. Сан-Галли.; Управляющий завода - Иоханн Тальвик. На территории завода были возведены новые производственные корпуса по по проектам арх. Г.Г. Гансона, гр. инж. К.Г. Резцова.

В 1917-1990-е гг. - на части территории бывшего завода Сан-Галли возведен целый ряд корпусов, связанных с новой ориентацией производства на бумагоделательные машины.

Эти корпуса, как правила, пристраивались к уже существовавшим зданиям. Кроме того, вдоль границы производственного двора с садом в 1960-х годах было возведено протяженное 2-3-х этажное кирпичное здание, западная часть которого заняла участок, где находился зимний сад особняка Ф.К. Сан-Галли, что сделало невозможным восстановление зимнего сада.

Западный и восточный корпуса (лит. Ж) в 1960-е гг. (бывш. Столярная и Весовая мастерские) объединены кирпичной встройкой для служебных помещений с лестницей и лифтом (на генпланах Ленинграда встройка фиксируется с 1962 г.). С западной и восточной стороны к ним пристроены современные кирпичные здания цехов.

В 1991 г. проводились мероприятия по усилению перекрытий с расчетным сроком на 5 лет. Планировка производственного двора, сложившаяся к настоящему времени, представляет собой конгломерат разновременных корпусов, выстроившихся в три неровные линии (вдоль северной и южной границ участка, и между ними) и образующих два узких двора.)

В конце 1990-ых в начале 2000-х гг., после прекращения производственной деятельности на бывшей территории завода Ф.К. Сан-Галли разрабатывался проект многофункционального комплекса с устройством торгового пассажа в корпусах цехов, однако проект не был осуществлен.

Международный холдинг STRABAG SE продал финскому концерну ЕКЕ участок на Лиговском проспекте, 60-62, рядом с парком Сан-Галли, в Петербурге. Как сообщили 6 июня в компании Colliers International, представлявшей интересы продавца, на участке площадью 2,5 га можно построить как жилой комплекс (более 30 тысяч кв. м), так и офисно-торговый центр (более 75 тысяч кв. м).

По словам Риитты Экенгрен, президента EKE Group, в компании еще не решили, какой вариант развития территории выбрать.

«Жилой комплекс в самом центре деловой активности и общественной жизни города, при этом по соседству с живописным парком, однозначно будет востребован. В то же время проект офисно-торгового комплекса полностью готов к старту строительства и может быть реализован по схеме built-to-suit – под конкретного заказчика. Разрешение на его строительство уже получено», – заявила президент финского холдинга.

Напомним, «Фонтанка» ранее писала, что многофункциональный с гостиницами под названием San Gally Park на Лиговском проспекте, 60-62, должны были построить еще в 2007 году. Около $150 млн намеревался вложить инвестор Raiffeisen Evolution, который принадлежит австрийским холдингам Raiffeisen (банки), UNIQA (страховщики) и Strabag (строительные фирмы). Инвестор выкупил участок, в 2008 году начал снос корпусов, но столкнулся с поправками в Правила землепользования и застройки и был вынужден снизить проект одиннадцатиэтажного 42-метрового комплекса до семиэтажного 28-метрового. Тем не менее к 2011 году было завершено общее проектирование, разработан проект газовых котельных, наружного газопровода, проведены экологические изыскания. В 2011 году застройщик получил разрешение на строительство и приступил к работам. Однако архитектурные эксперты сочли проект «чужеродным» для Северной столицы. Строительство застопорилось. Внешний вид полуразрушенных строений бывшего завода за следующие пять лет не изменился. В апреле 2016 года в ООО «Райффайзен эволюшн прожект девелопмент» (генподрядчик) нашему изданию заявляли о том, что строительство уже начато, но никакой конкретики не предоставили.

В Colliers International 5 июня пояснили, что проект не был реализован из-за изменений в градостроительном законодательстве и падения ставок аренды на рынке офисной недвижимости. Инвестиции в строительство оценивались в 200 млн евро. Площадка, ранее принадлежавшая Raiffeisen Evolution, перешла в собственность STRABAG Real Estate GmbH (SRE) в декабре 2016 года.

Отметим, что после продажи этого участка у холдинга STRABAG SE больше не остается ни одного проекта в Петербурге. Компания также продает офисное здание класса А на Ленинском проспекте, 119 в Москве и, таким образом, вообще уходит с российского рынка.

Loading...Loading...